Как выбрать кран-манипулятор

Как выбрать кран-манипулятор?

В этой статье мы собираемся рассмотреть алгоритм выбора крана манипулятора, который считаем правильным, т.е. позволяющим выбрать автомобиль, который справится с работой для которой он приобретается в рамках рекомендаций производителя, не будет дорог в эксплуатации и стоимость которого будет соответствовать возможностям покупателя.

Для удобства, разобъём процесс выбора на несколько этапов и поговорим о каждом отдельно.

Этап первый. Определение исчерпывающего списка работ.

На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы:

  • что и в каком количестве планируется перевозить;

  • в каких условиях будут проводиться погрузка и разгрузка: расстояние от автомобиля до места разгрузки, необходимость поднимать груз на высокие этажи или опускать в ямы, котлованы;

Зная ответы на эти вопросы, а так же присовокупив к ним пожелания к шасси автомобиля, настаёт время обращаться к производителю автомобилей с краном-манипулятором. Говоря о пожеланиях, мы имеем в виду наличие в парке покупателя автомобилей определённой марки, необходимость использования полноприводного или вездеходного шасси.

Теперь, совместно со специалистами, можно притупать ко второму этапу.

Этап второй. Определение достаточных характеристик крана-манипулятора

Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о характеристиках крана-манипулятора, относящихся к его способности поднимать грузы и об их значении.

Основных характеристик — две. Максимальный вылет стрелы и грузовой момент крана.

Грузовой момент крана-манипулятора, измеряется в тм (тоннах на метр), — характеристика, по которой судят о грузоподъёмность крана на конкретном вылете. К прмеру, если работа манипулятора будет заключаться в подъёме поддонов скирпичами массой 2 500 кг на вылете 5 метров, то грузовой момент должен быть более 5мХ2,5т=12,5тм. Более — потому что мы не учли собственную массу стрелы, которую тоже нужно будет поднять.

В зависимости от значения, краны-манипуляторы условно подразделяются на лёгкий (до 10-12 тонн на метр), средний (до 30-40 тонн на метр) и тяжёлые.

Точные значения грузоподъёмности «складных» европейских гидроманипуляторов на различных вылетах стрелы показываются в буклетах, на сайтах производителей на диаграммах грузовысотных характеристик. На примере видны значения грузоподъёмности на определёных значениях вылета при горизонтальном расположении стрелы и «амплитуду» — линию, в точках которых такая грузоподъёмность сохраняется при подъме стрелы. Для тросовых манипуляторов такие значения показываются на более простых схемах (как показано ниже).

О вылете стрелы.Базовый вылет стрелы гидроманипулятора (складывающегося за кабиной) составляет 8 метров. Такой длины, как правило, достаточно для погрузки-разгрузки бортового автомобиля с пяти-семиметровой платформой. И, что также важно, гидроманипуляторы с восьмиметровой стрелой практически всегда есть на складах поставщиков крано-манипуляторынх установок. Однако, для работы с полуприцепами или для погрузки-разгрузки на некотором удалении от автомобиля могут понадобиться манипуляторы с большим вылетом: 10, 12, 14 и более метров, а на очень тяжёлых манипуляторах — до 30 метров. Выбор таких манипуляторов на складах поставщиков всегда невелик, иногда даже может потребоваться время на производство и доставку подобного манипулятора.

Также здесь стоит упомянуть, что часто имеется возможность нарастить длину стрелы манипулятора дополнительными секциями с ручным выдвижением, эксплуатация которых довольно неудобна: перед началом работы придётся опускать стрелу, выдвигать вручную и фиксировать стрелу в выдвинутом положении. И, соотвтетсвенно, выполнить эти операции в обратном порядке после завершения работ.

Базовый вылет стрелы лёгких тросовых манипуляторов, обыкновенно, также составляет 8 метров, однако средние и тяжёлые манипуляторы, как правило, имеют вылет в 15-22 метра.

Завершая разговор о потребительских характеристиках КМУ, следует упомянуть, что при работе с весами близкими к предельным, необходимо учитывать габариты груза. Так, например, манипулятор, способный погрзуить и выгрузить мини-погрузчик массой около 3 тонн, может быть недостаточен для работы с бытовкой массой около 2,5 тонн: из-за её размеров траектория подъёма будет более широкой и, следовательно, крану-манипулятору, придтся работать на большем вылете стрелы.

Теперь, обладая всеми вышеизложенными знаниями, нам предстоит выбор принципиальной схемы крана-манипулятора: гидравлического складного европейского производства или тросового из Азии.

Этап третий. Выбор схемы манипулятора:тросовый или складной? Определение положения крана на раме автомобиля.

О преимуществах и недостках каждой из схем известно довольно много, вопросу выбора посвящено большое количество текстов в Интернете, однако мир меняется и, например, высокая цена тросовых тех времён, когда на рынке России царил японский Unic, с приходом корейских Dong YangSoosan и Kanglim, ушла в прошлое

Итак, тросовый манипулятор. Стрела тросового манипулятора — телескопическая, может опускаться и подниматься, но не может складываться. Вобоще говоря, мы считаем, что этот тип манипулятора хорош для строителей: поднять груз на высокий этаж, опустить в котлован, поработать автокраном. Однако, подробнее.

Плюсы тросовых манипуляторов:

  • равномерное распределение массы манипулятора между осями — центр масс крана находится существенно ближе к задней тележке автомобиля;

  • большой макисмальный вылет стрелы (20 и более метров) в базовом варианте для грузоподъёмных моделей;

  • высокая надёжность (вобоще говоря, любые краны-манипуляторы при регулярном обслуживании и надлежащем обращении — очень надёжные механизмы, но конструкция тросового манипулятора проста и, стало быть, ещё более надёжна по сравенению со складным;

  • высокая скорость работы на больших вылетах;

  • наличие лебёдки позволяет работать за препятствием (забором, строением, автомобилем), работать ниже уровня земли, производить подъём и опускание груза вертикально, например, в люк, колодец, яму, также важно, что опускание происходит очень мягко, что часто может быть использовано в строительстве;

  • возможность работы с поста управления — практически все грузоподъёмные тросовые манипуляторы штатно оборудованы комфортабельным местом работы оператора — сидением и пультом управления у основания стрелы;

Минусы тросовых манипуляторов:

  • основной неодстаок — невозможность компактно сложить стрелу в траспортном положении не позволяет перевозить крупногабаритные грузы — следует понимать, что частый перевод стрелы в положение «над кабиной» гарантированно «убъёт» передний мост и резину — предельно допустимая нагрузка на ось будет превышена;

  • несмотря на упомянутую выше надёжность, ремонт вышедшей из строя системы телескопирования может обойтись очень дорого;

  • сильная раскачка габаритных грузов, которая не компенсируется плавностью работы телескопического механизма стрелы.

Гидравлические манипуляторы — производятся в Европе и России, стрела такого манипулятора сгибается, последнее из трёх звеньев имеет телескопическое выдвижение, крюк крепится прямо к стреле, трос и лебёдка отсутствуют. В транспортном положении манипулятор компактно складывается, сложенная стрела располагается поперёк автомобиля.

На наш взгляд, такие манипуляторы хороши для автомобилей, предназначенных для перевозки любых грузов, в качестве самопогрузчика — без необходимости работы автокраном.

Также интересны самые маленькие модели гидроманипуляторов, предназначенные для установки на автомобили, похожие на Газель или даже VW Crafter и которые не требуют регистрации в Ростехнадзоре (см фото).

Плюсы гидравлических манипуляторов:

  • основной плюс — малый размер в транспортном положении;

  • высокая точность позиционирования грузов;

  • возможность установки на задний свес автомобиля, что позволяет работать с прицепом; можно также смонтировать манипулятор на полуприцеп;

  • европейкие гидроманипуляторы давно и широкок представлены в Северо-Западном регионе: имеют активно работающие представительсва, большие склады кранов, запчастей, различного допонительного оборудования, выбор которого очень широк: захваты, грейферы, пульты дистанционного управления и т.д.;

  • линейки гидроманипуляторов крупных производителей включают в себя несколько десятков моделей, позволяя выбрать кран, достаточный для ваших нужд;

  • гидроманипуляторы малой грузоподъёмности (с грузовым моментном до 8-10 тм) имеют большое преимущество в собственной массе надо тросовыми, которое при увеличении грузового момента исчезает из-за утяжеления усиленных шарниров.

Манипулятор с прицепом: особенности техники

Манипулятор с прицепом: особенности техники

Как известно, погрузочно-разгрузочные работы – это достаточно сложные и трудоемкие процессы. Сегодня они практически не производятся вручную. Там, где раньше такие работы отнимали много времени и сил, сейчас используется манипулятор с прицепом, с которым легко справится один оператор.
Разумеется, многие строительные или промышленные компании хотят купить такую технику. Однако, узнавая, сколько стоит манипулятор, они отказываются от покупки, поскольку цена высока. К счастью, сегодня такую технику можно взять в аренду. Но для начала следует разобраться в том, как она работает.

Манипулятор с прицепом: особенности конструкции
При выборе такой техники следует помнить, что главное ее преимущество – это большая грузоподъемность. Причем дополнительный вес позволяет взять прицеп.

Именно этим он интересен для небольших строительных или торговых компаний. Во-первых, это универсальная техника, которая не только осуществляет погрузочные и разгрузочные работы, но и перевозит конструкции и оборудование. Во-вторых, его использование позволяет сэкономить время и деньги. Например, манипулятор с прицепом может перевезти сразу две бытовки или два торговых киоска за одну поездку.

Впрочем, это не означает, что его возможности безграничны. Наличие прицепа выдвигает более строгие требования к погрузочной площадке. Да и перегружать подобную установку так, чтобы объем груза превышал соответствующие характеристики основной платформы, не рекомендуется.

Сколько стоит манипулятор?
При выборе такой техники имеют значение разные критерии. Самыми важными из них являются грузоподъемность самой платформы и стрелы. Именно они определяют ответ на вопрос, сколько стоит манипулятор. Разумеется, чем эти показатели выше, тем больше будет стоить техника. Однако можно ее не покупать, а взять в аренду.

Этот вариант хорош тем, что, поскольку манипулятор с прицепом позволяет делать меньше ходок, снижаются затраты ГСМ, уменьшается время в пути и, как следствие, – оплата труда оператора, а значит, и услуги аренды могут стоить дешевле по сравнению с обычными кранами. Хотя, конечно, стоимость аренды также будет зависеть от мощности силовой установки, грузоподъемности, длины стрел, типа самой платформы (он важен для некоторых видов дорожного покрытия) и т. д. Вот почему необходимую грузоподъемность нужно рассчитать с самого начала правильно, чтобы не переплатить при покупке или аренде манипулятора.

Типы манипуляторов и сфера применения

Типы манипуляторов и сфера применения


На сегодняшний день краны-манипуляторы для многих людей являются незаменимыми в процессе их деятельности. Они с легкостью и быстро выполняют то, что не под силу даже группе человек – поднимают груз на высоту.

В зависимости от типа складывания краны – манипуляторы могут быть:

  • -телескопического типа, L-образные,
  • шарнирно-сочлененного типа, Z-образные.

Манипуляторы телескопического типа отличается меньшим количеством шарниров и сочлененных сплетений. Для большинства этот факт является доказательством надежности и выносливости устройства. С некоторыми видами работ они справляются лучше любого другого вида кранов. Краны-манипуляторы такого типа представлены разнообразными моделями таких производителей как Tadano, Kato, Soosan, Nansei, Unic и т.п.

Стоит отметить, что Z-образные манипуляторы дают возможность более ловко обогнуть любое препятствие и быстро поднять груз любого веса на любую высоту даже в самых трудных условиях. Большинство используемых в нашей стране кранов шарнирно-сочлененного типа складывания производятся в Европе. Самые популярные производители – Hiab, Effer, Fassi, Xcmg.

Виды управления
На сегодняшний день любой кран манипулятор управляется одним из нижеперечисленных способов:

  • при помощи рычага управления, расположенного слева или справа от крана,
  • дистанционным пультом управления,
  • из верхнего поста управления на кране.

Рычаги управления
Если кран управляется таким способом, то необходимо иметь в штате аттестованного стропальщика, который сможет проконтролировать, чтобы в процессе поднятия груза крюк располагался точно по центру тяжести груза. В противном случае груз может сместиться в какую-либо строну и задеть людей или предметы, которые находятся в непосредственной близи.

Дистанционный пульт управления
Такой тип управления самый дорогостоящий и самый надежный. Оператор во время подъема находится возле груза, полностью контролируя процедуру подъема. Если что-то пойдет не так, он при помощи пульта управления моментально останавливает процесс. К тому же нет необходимости привлекать к работе дополнительный персонал. Это очень удобный и эффективный метод управления.

Верхний пост управления на кране
Оператору, который находится в таком посту, хорошо видно как натянута стропа и как выполняется процесс поднятия груза. Однако много зависит и от персонала, который находится внизу. В случае, ели таких работников нет, при обнаружении неправильного или неравномерного крепежа груза оператору приходится самостоятельно спускаться с такого поста управления и исправлять ситуацию.

Сфера применения кранов-манипуляторов
На сегодняшний день их широко используют в разных сферах жизни и деятельности человека.

  • Строительство
    На строительной площадке кран-манипулятор просто незаменим. Ведь постоянно возникает необходимость подъема груза на существенную высоту, а с такой работой оптимально быстро справится именно такая техника.
  • Доставка стройматериалов на рабочие площадки и в строительные магазины
    Разные стройматериалы обычно упакованы в огромные пачки, поднять которые человеку не под силу. При помощи манипулятора организовывается эффективная работа по доставке стройматериалов как в строительные магазины из производственных компаний, так и на стройплощадки.
  • В оптовых компаниях
    Предприятия, которые реализуют свою продукцию оптовыми партиями, не могут обойтись без такого типа оборудования. Именно при помощи кранов-манипуляторов партии товара отгружаются с производственных складов.
  • ЖКХ
    Часто манипуляторы привлекаются для выполнения повседневных работ. Это может быть погрузка отходов, транспортировка оборудования, инструментов.

Как видим, краны манипуляторы – простые по своему устройству, компактны и незаменимы во многих сферах жизнедеятельности человечества.